Арматурный каркас для ленточного фундамента




Как армировать ленточный фундамент?

Армирование бетонных фундаментов проводится для увеличения прочности и несущей способности основания. Эти параметры зависят от толщины арматуры. ширины и длины ячеек каркаса, формы стальных прутьев, способа вязки мест их пересечений. Расчет производится с учетом напряжений, которые возникнут при возведении дома. Например, армирование ленточного фундамента осуществляется с учетом продольных растяжений, которые обусловлены его конструкцией. В узких и длинных траншеях поперечные и вертикальные прутья практически не участвуют в распределении нагрузки, а лишь являются скрепляющими элементами.

Расчет арматуры для ленточного основания

Расчеты производятся на этапе проектирования дома, и в документацию вносятся следующие данные:

  • класс и сечение арматуры,
  • способ укладки и вязки,
  • необходимое количество материалов.

В малоэтажном домашнем строительстве применяют, как правило, прутья d=12 мм. Для продольных элементов каркаса берут арматуру только с ребристой поверхностью, для поперечных и вертикальных можно использовать прутки гладкие, с меньшим диаметром. Если решено делать самостоятельные расчеты, обязательно учитываются нормы СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции . Они обозначают минимальное количество арматуры, которое составляет 0,1% площади сечения фундамента. От этой цифры зависит количество прутьев и размер их сечения. Для периодического профиля указывается размер наружного диаметра.

Площадь сечения ленточного фундамента определяется перемножением его ширины и высоты. Например, траншея имеет габариты 70 см в глубину, 40 см в ширину. Площадь сечения в таком случае составит:

Эту величину умножают на 0,1 и получают минимальную площадь прутка 2,8 см2. Также имеет большое значение количество поясов: 1, 2 или 3. Два пояса гарантируют более равномерное распределение нагрузки в мелко- и среднезаглубленном фундаменте, а 3 пояса применяют для глубоко заглубленных оснований. При расчете диаметра прутьев учитывают общую высоту каркаса, которая в случае 2-х поясов вычисляется сложением их высот. СНиП определяет граничное значение высоты 80 см. Это значит, что если суммарная высота каркаса меньше этой цифры, то минимальный диаметр прутка составляет 6 мм, если каркас выше 80 см, берут арматуру от 8 мм.

Формулы для расчета арматуры

Однако нельзя основываться лишь на этих данных, надо произвести конкретный расчет по таблицам СНиП с учетом габаритов своего фундамента. Для самостоятельных вычислений можно использовать следующие формулы:

  1. Длина арматуры в погонных метрах на 1 пояс D=PхK (P - длина фундамента, K - количество прутьев в 1-ом поясе).
  2. Число горизонтальных перемычек Q=P/L (L - длина ячейки каркаса).
  3. Длина перемычки C=Tх(K-1)+0,05 (T - шаг между продольной арматурой).
  4. Число вертикальных перемычек J=P/N (N - шаг между вертикальными прутьями).
  5. Длина вертикального прутка между поясами U=Hх(P-1)+0,05 (H - расстояние между поясами каркаса).

Армирование углов основания

Ленточный фундамент имеет несколько углов, в которых важно грамотно укладывать армопояс. В случае ошибок именно в этих местах начинается деформация основания, бетон трескается, что приводит со временем к разрушению дома. Для исключения погрешностей соблюдается схема армирования ленточного фундамента, предусматривающая использование хомутов. В каждом прутке делают загиб, который должен загнутым концом упереться в противоположную стену.

При этом часто длины прутка просто не хватает. Тогда делают соединение со стержнем Г-образной формы. Следует учесть, что армирование углов Г-образными и П-образными хомутами выполняется по всей высоте конструкции. Длина элементов П-хомутов составляет 2 ширины фундамента. Использование хомутов важно для предотвращения выгиба сжатых стержней в местах угловых сопряжений. Запрещено делать каркас в углах простым перекрещиванием арматуры.

Особенности конструкции арматурного каркаса

Конструкцию можно собрать 2-мя способами: непосредственно в траншее сразу всю или заранее отдельными блоками, залитыми бетоном (заводское изготовление). В первом случае получают более надежный ленточный монолитный фундамент (при условии грамотной вязки каркаса). Во втором случае слабыми местами основания считаются соединения блоков. Они скрепляются между собой так же: при помощи армированного бетона.

Сборка металлического каркаса на месте требует соблюдения следующих условий:

  1. На дно траншеи предварительно засыпается песчано-гравийная подушка высотой 30 см. Затем устанавливается съемная или несъемная опалубка. Ее устойчивость во время заливки бетона гарантируют внутренние распорки, которые ставят после монтажа арматуры, а также наружные подпорки из бруса или досок.
  2. Арматура должна находиться на расстоянии 5 см от опалубки, то есть, если ширина траншеи составляет 40 см, то ширина стального каркаса будет равна 30 см.
  3. Работы начинают с установки вертикальных стоек, к которым будут крепиться продольные прутья каркаса. Они имеют ребристую поверхность и самый большой диаметр из всей используемой арматуры. Например, если продольные прутья берут диаметром 16 мм, то вертикальные стойки - минимум 20 мм.
  4. Стойки должны зайти в грунт на глубину 2 м. В местах поворотов вертикальные стойки каркаса располагают на расстоянии в 2 раза меньше, чем на прямых участках.
  5. Вертикальные перемычки устанавливают в местах стыков горизонтальных перемычек, и дополнительно с шагом 20 см (шаг горизонтальных прутков стандартно выбирают 30 см).
  6. Места пересечений соединяют вязальной проволокой при помощи крючков, пистолета для вязки проволоки, шуруповерта или специальных скрепок. Также можно применить пассатижи. Длина одного отрезка проволоки составляет 20 см.

Продольную арматуру укладывают в количестве 2-3 прута. Расстояние между ними согласно СНиП должно быть 25-40 см. Важно соблюдать такое же количество прутьев во втором поясе каркаса, если он предусмотрен проектом. Вертикальные и горизонтальные ряды арматуры располагают под углом 90º относительно друг друга: продольные относительно вертикальных, а вертикальные - относительно горизонтальных.

  • Какой фундамент должен быть под газобетон
  • Составные железобетонные фундаменты под колонны

Армирование ленточного фундамента от А до Я

Армированный ленточный фундамент является самой надежной конструкцией, поэтому его широко используют в индивидуальном строительстве. Для его устройства необходимо провести монтаж арматурного каркаса из металлических стержней и проволоки. Ленточный фундамент подвергается воздействию сжимающих и растягивающих сил по всему периметру, поэтому требуется армирование верхней и нижней частей основания.

Схема и технология армирования

С целью армирования устанавливаются два яруса продольной (горизонтальной) арматуры. Для этого используется арматура категории АIII -круглый профиль с диаметром от 10 до 16 мм с двумя продольными ребрами и поперечными выступами, направленными по винтовой линии.

Если высота основания более 15 см, то требуется установка вертикальной арматуры, в качестве которой можно использовать стержни класса АI -гладкие прутья диаметром 6-8 мм. Для компенсации нагрузок, действующих вдоль поперечных осей фундамента, монтируются поперечные арматурные стержни. Их основная функция -закрепление продольных ярусов между собой и предотвращение появления трещин в бетоне.

Рекомендуется поперечное и вертикальное армирование выполнять единым хомутом, который свяжет каркас в монолитную конструкцию. Шаг установки хомутов для ленточного фундамента составляет 3/8 от его высоты, но не менее 25 см.

Каркас собирается из прутков и хомутов, очищенных от ржавчины. При необходимости они выпрямляются и режутся. Для соединения отдельных стержней арматуры используется вязальная проволока и специальный крючок. Сварка допускается только при монтаже прутьев с соответствующей маркировкой -буквой С.

Армирование и обвязка углов

Создание жесткой монолитной конструкции предполагает грамотное выполнение армирования углов и примыканий основания. которые испытывают концентрированные нагрузки. Для этого используется арматура класса АIII. При армировании углов необходимо придерживаться основных правил:

  1. стержень гнется в специальный угол так, чтобы один конец заглублялся в одну стену фундамента, другой конец -в другую стену;
  2. минимальная длина перепуска прутков на другую стену -40 диаметров арматуры;
  3. не допускается использование простых связанных перекрестий без дополнительных поперечных и вертикальных стрежней;
  4. если длина стержня не позволяет сделать загиб на другую стену, то для соединения прутков на углу используются Г-образные профили;
  5. расстояние между хомутами каркаса должно быть в два раза меньше, чем в ленточной конструкции.

Как рассчитать кол-во необходимых материалов?

Количество арматуры, необходимой для создания металлического каркаса, определяется исходя из размеров фундамента. Для основания шириной 40 см достаточно использовать 4 продольных прутка -два снизу и два сверху.

Количество арматуры для монтажа одного ряда каркаса в ленточном фундаменте размером 6х6 м составит 24 м. С учетом укладки в 4 прутка общее количество продольных стержней -96 м. Для поперченного и вертикального армирования ленты шириной 0,3 м и высотой 1,9 м на каждое соединение при отступе в 5 см от поверхности бетона необходимо (30-5-5)х2+(190-5-5)х2=400 см или 4 м гладкой арматуры.

Шаг установки хомутов -0,5 м, число соединений равно: 24/0,5+1=49 шт. Общее количество арматуры, необходимой для монтажа поперченных и вертикальных элементов, составляет 4х49=196 м.

Каждое соединение имеет 4 пересечения и потребует 8 кусков вязальной проволоки. Средняя длина отрезка для связки равна 0,3 м. Общий расход вязальной проволоки составляет: 0,3х8х49=117,6 м.

Проведение работ при монолитном фундаменте

Армирование монолитного ленточного фундамента выполняется по простым геометрическим формам: квадрату или прямоугольнику. Монтаж каркаса выполняется в следующей последовательности:

  • На дно траншей укладываются кирпичи высотой 5 см (для создания зазора между нижней поверхностью фундамента и каркасом);
  • Для монтажа стоечной арматуры предварительно изготавливается шаблон нужного размера, по которому нарезаются прутки;
  • На кирпичи укладываются продольные стержни каркаса. Желательно использовать цельные куски арматуры;
  • На расстоянии 50 см друг от друга к продольным стержням с помощью вязальной проволокой привязываются горизонтальные перемычки. Длина каждой перемычки меньше толщины фундамента на 10 см (по 5 см с каждой стороны);
  • К углам полученных ячеек крепятся вертикальные прутья, длина которых на 10 см меньше высоты фундамента;
  • К вертикальным прутьям монтируются верхние продольные стержни;
  • К образовавшимся углам привязываются верхние поперечные прутки.

Если в качестве продольной арматуры применяются стержни разного диаметра, то прутки большего размера размещаются в нижней части и в углах фундамента .

Требования и нормы: что сказано в СНиП?

Для ленточного фундамента СНиП 52-01-2003 определяет расстояние между горизонтальными ребрами металлического каркаса и величину шага поперечного армирования. Согласно строительным нормам, минимальное расстояние между прутьями арматуры определяется в зависимости от:

  1. диаметра стрежня;
  2. размера заполнителя бетона;
  3. расположения конструкции по отношению к направлению бетонирования;
  4. способа укладки;
  5. вида уплотнителя бетона.

Расстояние между стержнями продольной арматуры не может быть больше 40 см и меньше 25 см. Шаг поперечной арматуры составляет половину высоты рабочего сечения, но не более 30 см.

Диаметр арматуры выбирается в соответствии с требованиями к количеству продольной арматуры в железобетонной конструкции. Для ленточного основания это значение составляет не менее 0,1% от площади рабочего сечения фундамента. Например, для фундамента высотой 1 м и шириной 0,5 м минимальная площадь сечения равна 500 кв. мм.

Как влияет заглубление фундамента?

Основное отличие мелкозаглубленного и заглубленного фундамента заключается в высоте основания. В связи с этим фундаменты глубокого заложения имеют более развитую боковую стенку и подошву. По этой причине некоторые специалисты рекомендуют в основаниях высотой до 1 м армировать только подошву, а в фундаментах глубокого заложения выполнять укрепление наружной части (оболочки) и днища.

Дополнительно для усиления металлического каркаса в мелкозаглубленном фундаменте может устанавливаться сетка из проволочной арматуры диаметром 4 мм и размером ячеей 10х10 см.

При армировании ленточного фундамента значительно повышается прочность и пространственная жесткость сооружения, усиливается конструкция опорной части .

Несложная технология армирования позволяет самостоятельно выполнить работы по монтажу каркаса, осуществить правильное армирование фундамента своими руками и снизить общую стоимость фундамента.

Советуем посмотреть теоретическое видео по этой теме:

Как сделать каркас из арматуры для фундамента

Арматурный каркас для фундамента – обязательный конструктивный элемент, который сооружают при строительстве малоэтажных домов и высотных зданий. Он повышает прочность основания и увеличивает его сопротивляемость нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации из-за морозного пучения почвы или перемещения слоев грунта. Армирование проводят по определенным правилам, которые имеют свою специфику для буронабивных свай, ленточного или плитного фундамента.

Виды и принцип действия арматуры

По своей конструкции армирующие каркасы, повышающие надежность бетонного основания, состоят из продольных, вертикальных и поперечных элементов. Первые воспринимают наибольшую нагрузку, поэтому к их прочности предъявляют особые требования. Чтобы сделать расчет продольной арматуры, необходимо учитывать:

  • параметры грунта на строительной площадке;
  • высоту возводимых объектов;
  • марку бетона;
  • материал стен.
Для массивного дома стоит выбрать арматуру диаметром 14-17 мм

Согласно положениям СНиП, сечение продольных армирующих элементов не может быть меньше 10 мм. В зависимости от вида построек оно составляет:

  • для бань, хозяйственных сооружений и каркасно-щитовых домов – 10 мм;
  • для зданий из бруса, бревен и пенобетона – 12 мм;
  • для массивных коттеджей из кирпича или монолитного бетона – 14-17 мм.

Вертикальные и поперечные элементы каркаса служат для придания ему жесткости, поэтому могут быть примерно 8-10 мм в диаметре. Для изготовления армирующих конструкций при возведении буронабивных свай, ленточного или плитного фундамента своими руками используют металлические прутки следующих типов:

  • Гладкие стержни в форме цилиндра.
  • Рифленые элементы с вертикально расположенными серповидными ребрами.

В качестве сырья для производства арматуры служит сталь различных марок, которая определяет механические характеристики и сферу применения прутков. Дополнительная термическая обработка или вытяжка стержней обозначается специальной маркировкой и повышает их прочность.

Помимо стальных прутков армирование фундамента делают с помощью стеклопластика. Он отличается небольшим весом, имеет сравнительно высокие показатели прочности и не подвержен коррозии. Главные недостатки стеклопластика – способность растягиваться и необходимость предельно точного расчета предполагаемых нагрузок.

Рифленые стержни используются для тех участков, которые воспринимают растягивающие нагрузки.

Благодаря наличию ребер площадь соприкосновения с раствором из бетона значительно увеличивается и обеспечивается высокая степень адгезии. Гладкие прутья выполняют функции перемычек для соединения остальных элементов.

Соединение арматуры

Для фиксации элементов армокаркаса буронабивных свай, ленточного или плитного фундамента используют несколько способов. Самый простой вариант – с помощью точечной электрической сварки, позволяющей быстро скреплять места пересечения металлических стержней. К недостаткам такого метода относятся:

  • ограниченный ассортимент стальных прутьев, которые можно соединять своими руками, используя сварку;
  • жесткость каркаса и отсутствие люфта;
  • снижение прочностных характеристик металла в местах фиксации сваркой и склонность его к образованию коррозии.

Более эффективным способом соединения металлических стержней своими руками в единую конструкцию является вязание. Его выполняют с применением специальной проволоки, из которой в местах нахлеста отдельных элементов формируют и закручивают петли. В некоторых случаях каркас из стальных прутьев делают, используя в качестве крепежа строительные хомуты из пластика.

Изготовление арматуры для буронабивных свай

Свайную опору можно армировать как с помощью отдельных прутов, так и с помощью готового каркаса

Для армирования буронабивных свай понадобятся рифленые стальные стержни сечением 10-12 мм. Их количество зависит от диаметра возводимых опор и может варьироваться от 2 до 4 штук.

Длину прутьев делают такой же, как и у буронабивной сваи, а при последующей возможной обвязке ростверком из железобетона добавляют 300‑500 мм на выпуски арматуры. Чтобы избежать сдвигов элементов каркаса их соединяют, применяя круглые или треугольные хомуты.

Для снижения трудоемкости армирование буронабивных свай делают, используя конструкции заводского производства. Они имеют треугольное сечение и применяются для монолитных балок. При заливке бетона металлические прутья должны быть скрыты раствором.

Технология изготовления арматуры для плит

В отличие от буронабивных свай арматурный каркас для плитного фундамента состоит из двух сеток, которые изготавливают путем соединения элементов поперечного и продольного направления одинаковой толщины. Обычно их сечение может варьироваться в пределах 12-14 мм. Каркас делают, используя рифленые прутья, которые обеспечивают требуемый уровень адгезии с бетонной смесью.

Расстояние между отдельными арматурными сетками зависит от расчетной толщины основания и соблюдается благодаря перемычкам. Их можно сделать своими руками из различных остатков труб ПВХ, металлических уголков и других подручных материалов, которые способны выдерживать значительные нагрузки, и не подвержены появлению грибка и гнили.

При изготовлении каркаса для плиты, как и у буронабивных свай, оставляют пространство для заливки защитного слоя бетона.

Посмотрите видео, как происходит вязка арматуры для монолитной плиты основания.

Особенности армирования ленточного основания

По сравнению с армированием буронабивных свай и оснований в виде плиты сооружение каркаса для ленточного фундамента отличается значительной трудоемкостью. Вязание отдельных его элементов можно выполнять отдельно с последующим опусканием полученной конструкции в траншею или непосредственно в опалубке.

Чтобы сделать армирующий каркас своими руками для ленточного фундамента, необходимо:

  • подготовить траншею и установить опалубку из обрезных досок или других материалов по периметру основания;
  • нарезать стержни нужной длины для вертикального армирования;
  • вбить в дно траншеи металлические прутья с шагом в 20-30 см, отступая от края 4-6 см;
  • сделать основание для продольной и поперечной арматуры из кирпича, который укладывают на песчаную подушку по периметру фундамента;
  • выложить металлические стержни на кирпичи и связать их с помощью проволоки в единую конструкцию.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как происходит укладка прутов в ленточное основание.

Особое внимание уделают армированию углов ленточного фундамента. Чтобы обеспечить их прочность, требуется:

  • согнуть стержни таким образом, чтобы их концы были заглублены в основание;
  • укрепить места перекрытия прутьев, используя поперечные и вертикальные стальные армирующие элементы.

При недостаточной для загибания на стену длине металлических прутьев их укрепляют с помощью стрежней Г-образной формы, а расстояние между хомутами делают в 2 раза меньше. Для вязания арматуры используют крюки, плоскогубцы, скобы и специальные пистолеты.

При заливке бетонного раствора следует обеспечить определенную толщину предохранительного слоя, закрывающего армирующий каркас из металлических прутьев. Обычно она составляет от 3 до 5 см.

Источники: http://osnovam.ru/stroitelnye/armirovanie-lentochnogo-fundamenta, http://evrostroy-spb.ru/materials/armatura/kak-armirovat-lentochny-j-fundament.html, http://fundamentaya.ru/job/armirovanie/armaturnyj_karkas_dlya_fundamenta.html


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения