Этика делового общения: принципы успешного бизнеса

Информация

Основные направления бизнес этики

Каждое направление имеет свои принципы, как закрепленные законодательно, так и неписанные правила, принятые обществом как необходимые.

Этика бизнеса. что нужно знать о культуре делового сотрудничества?

Этика бизнеса, профессиональных отношений – это давнее понятие, возникшее со времен осуществления людьми первых сделок обмена какими-либо предметами. Очевидно, что сегодня этика бизнеса существенно изменилась и включает в себя соблюдение прав каждого человека, принятие общечеловеческих норм поведения, строгое исполнение законодательных и нормативных актов.

Этические правила отношений в бизнесе

Правила бизнес этикета или профессиональной этики выстраиваются преимущественно на соблюдении общепринятых моральных норм и норм законодательства. Для достижения целей и получения большей прибыли подходят далеко не все средства. Конкуренция, какая бы она ни была жесткая, не должна вестись «грязными» методами.

Основы культуры делового общения

Общение — процесс, позволяющий установить связь между людьми для достижения максимальной эффективности совместной деятельности. Процесс этот включает обмен информацией, разработку общей стратегии. Любое общение, ориентированное на решение производственно-организационных вопросов, можно назвать деловым.

Аспекты и уровни

Полноценное общение особенно важно для тех, чья деятельность во многом зависит от коммуникации с другими людьми на разных уровнях. Предпринимательство относится именно к таким вариантам.

Руководителю нужно объединить членов коллектива, стимулировать общее направление их действий или добиться конкретных шагов от партнеров. Для этого применяются три способа (или уровня) коммутации:

  • манипулирование — использование слабостей других людей для решения личных задач;
  • конкуренция — соперничество деструктивного или конструктивного порядка, направленное на получение лучших результатов;
  • сотрудничество — единый вектор действий, ориентированных на достижение общей цели.

Как правило, в бизнесе используются все три типа. Знание человеческой психологии помогает умело комбинировать подходы для организации производственных процессов и эффективного взаимодействия.

Внесоциальные стандарты

К внесоциальным стандартам относятся экологические и эстетические правила ведения бизнеса. Например, сброс отходов в реку – это процесс, который негативно воздействует на окружающую среду и противоречит всем нормам этики.

Неукоснительное следование этике ведения бизнеса позволит: создать деловую, рабочую атмосферу внутри коллектива; организовать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами; получить достойную репутацию у клиентов. Все это будет способствовать развитию и процветанию бизнеса.

Грамотное разрешение конфликтов

Профессиональная деятельность, связанная с взаимодействием с людьми, чревата конфликтами. Это относится и к бизнесу. Способы разрешения конфликтных ситуаций:

  • сознательное игнорирование агрессии со стороны оппонента;
  • принятие условий партнеров;
  • поиск новых форм взаимодействия;
  • поиск компромисса;
  • конкуренция.

Выбор пути обусловлен ситуацией и определяется интересами участников конфликта. Конкуренция — самый агрессивный вариант, который приемлем, если от сохранения партнерских взаимоотношений с другой стороной не зависит деятельность организации. Для такого решения также предусмотрен ряд нравственных норм.

Сегодня в бизнесе способность разумно подходить к обострениям отношений с партнерами ценится гораздо выше, чем сомнительная победа над более слабым соперником. Компромиссные решения свидетельствуют не о слабости руководителя, а о способности стратегически мыслить и повышать репутацию.

Отношения внутри коллектива

Внутренняя этика определяется каждой компанией самостоятельно с учетом отраслевых или исторических традиций. Наряду с этим имеют место единые стандарты:

  • защита прав всех работников вне зависимости от квалификации и должности;
  • недопустимость неравенства прав работников;
  • доступность сведений о деятельности компании каждому сотруднику в пределах его полномочий;
  • взаимодействие руководителя и подчиненных должно опираться на авторитет, а не на властные решения.

Отношения с клиентами

Сегодняшний клиент владеет достаточной информацией, поэтому вводить его в заблуждение не только сложно, но и чревато последствиями, учитывая возможные судебные разбирательства.

Общаясь с клиентом:

  • будьте вежливы, но не заискивайте;
  • не допускайте излишнего напора, общение должно быть с позиций равенства;
  • исполняйте обязательства полностью и в установленные сроки;
  • не допускайте перерастания делового общения в банальный конфликт;
  • следите за своим поведением, речью, внешним видом.

Партнерские отношения

Правила партнерских отношений указывают на недопустимость каких-либо махинаций и подтасовок. Махинация – это форма обмана, которая дает кратковременный результат. Информация об обмане при совершении сделки рано или поздно вскроется и приведет в дальнейшем к финансовым потерям.

Подчиненный — руководитель

Важно соблюдение субординации. Нарушать дистанцию и пытаться навязать свои взгляды непозволительно, поскольку это приводит к разрушению дисциплины в коллективе, ставит под сомнение авторитет начальника. Это касается не только непосредственного контакта, но и взаимодействия в сети.

Подчиненный имеет право выразить личное мнение, но в крайне корректной форме. Обращение к высшему руководящему звену, минуя начальника, расценивается как проявление неуважения к нему.

Старший — младший

Построение взаимоотношений на уровне старший — младший в первую очередь основывается на статусе участников и только потом на возрастных позициях. Например, вне зависимости от различия в возрасте младшего по статусу представляют старшему, он может подать руку для пожатия, только если инициативу проявил старший. Если же контакт происходит между равными по статусу индивидуумами, то приоритет отдается старшему по возрасту.

Этика и этикет

Термин «этика» имеет две интерпретации. В соответствии с первой это философская дисциплина, изучающая нравственность и мораль. В таком значении слово впервые было употреблено Аристотелем и трактовалось как направление антропологии.

Второй вариант расшифровки объясняет этику как совокупность норм поведения, мораль одного индивидуума или общественной группы. В этом случае этика раскрывает, как себя вести при взаимодействии в разных сферах жизни и деятельности, основываясь на понятиях нравственности. Границы между этикой в целом и деловой этикой крайне условны.

Оцените статью
Все о женской красоте