Одежда в Японии (краткая история японской одежды)

Информация

Костюм ниндзя[править]

На самом деле ниндзя никогда этот костюм не носили (они старались влиться в толпу, поэтому выходили на задание в самой неприметной одежде), а принадлежит он рабочим кабуки, которые по ходу действия спектакля должны быстро менять костюмы персонажей, декорации, создавать спецэффекты и при этом оставаться незаметными.

Итак, стереотипный костюм ниндзя, синоби-сёдзоку, состоит из куртки уваги, особых брюк игабакама, капюшона дзукин с маской, обмоток асимаки, перчаток тэкко и пояса додзимэ.

Одежда гейш и проституток[править]

Отличительная особенность представительниц древнейшей профессии, точнее, их элиты (тайю и ойран) — огромное количество шпилек в причёске (по менее повышения статуса юным проституткам разрешалось их носить всё больше). В старое время это было не прихотью, а необходимостью — ойран и тайю старались носить как можно более длинные волосы, так как их длина и ухоженность были весьма статусной вещью для репутации. Они обычно укладывались в очень вычурные и сложные причёски.

Также их отличали сандалии на очень высокой платформе (обычным проституткам категорически запрещалось на работе носить обувь, вместо которой обходились обычными для Японии белыми носками с раздельным большим пальцем). Одежда отличалась невероятной вычурностью и яркостью, для её ношения требовались особые навыки. Ойран носили гэта с тремя зубчиками.

Среди многих японских гопниц и некоторых представительниц бесчисленных японских субкультур модно на некоторые местные праздники (мацури) косплеить спецовку ойран.

Важная отличительная особенность наряда гейши от наряда проститутки — манера завязывать пояс. У гейш узел находится сзади (часто развязывать будет проблематично), у проституток спереди (чтобы можно было неоднократно завязывать/развязывать).

Одежда жрецов[править]

Как одевались жрецы и жрицы в самом раннем периоде японского национального язычества — синтоизме, нет сведений. Изначально синтоизм был практически шаманством в чистейшем виде с шаманками-мико. В эпохи Нара-Хэйян он был очень сильно реформирован и статус влиятельных мико упал до прислужниц при влиятельных жрецах-камунуси (каннуси), одежда восходит к той же эпохе.

  • Мико, обычно молодые и незамужние девушки, одеваются в общем случае в длинные белые рубахи и широкие красные штаны-хакама (иногда в широкие юбки) и белые сандалии с белыми таби с красными ремешками, носят особые причёски. При совершении религиозных церемоний или в некоторые дни эта одежда может дополняться разными деталями вроде хаори или накидок со священными символами. В древности в мико отдавали девушек только из определенных кланов жрецов.
  • Распространенная ошибка — выдавать эту спецовку мико, например в эпоху Сэнгоку. Сёгуны и до и после этой эпохи нередко жестоко преследовали японское язычество, как сильно связанное с аристократией-кугэ (значительная часть аристократии были выходцами из жрецов синтоизма) и часто культы справлялись полуподпольно. Крестьяне, несмотря на репрессии, стойко держались за свои местные культы. В мико приходилось отправлять девушек уже самого простого происхождения, а ношение хакама, хаори и одежд белого цвета простолюдинками было строжайше запрещено. Массовый выход язычников из подполья и переход к этой одежде — это примета эпохи Мэйдзи, времени реставрации императорской власти.

Одежда крестьян и простых горожан[править]

Помимо вышеупомянутых каса, момохики и варадзи, крестьян отличало наличие куртки хантэн, которая не имела никаких завязок. Кимоно доходило до колен или середины бедра. В непогоду надевали соломенный плащ-дождевик.

Одежда придворных и аристократов[править]

  • В Японии как и в Китае были запретные для ношения цвета одежды, закрепленные за императором, императорской семьей, аристократами и даже его слугами. Номинально система была более щадящей чем в Китае – запрещены были не сами цвета, а их определенные оттенки, но на практике желтая, оранжевая, светло-коричневая, светло-зеленая, светло-розовая, багрянная одежда вне императорского и аристократических домов почти не встречались.
  • Разрешение на ношение одежды некоторых из “запретных” цветов было неслыханной наградой лично от императора. Жрецам и кузнецам-оружейникам при некоторых ритуалах тоже дозволялось одевать одежду этих цветов.
  • Характерная особенность — множество кимоно и хакама из очень тонкой полупрозрачной ткани надетых друг на друга, часто надетых в таком порядке чтобы цвет одежд плавно менялся изнутри к наружу.

Одежда самураев[править]

Важный атрибут — куртка хаори с вышитым на плечиках и на спине камоном — гербом рода. Хаори надевалась по долгу службы и являлась чем-то вроде атрибута дресс-кода. Часто на подкладку хаори наносят росписи с изображением семи богов счастья, пейзажей и так далее. В торжественных случаях надевалась накидка катагину с характерными плечиками.

Катагину всегда был той же расцветки, что и хакама.
Средневековое кимоно женщин из самурайского сословия несколько отличалось и от современного и от одежд знати и крестьян. Ему полагалось быть как можно более строгого покроя из одноцветной ткани, но высокого качества и практичных цветов. Полагался самый минимум украшений (обычно в виде гербов-хамонов своей семьи или сюзерена). Одежда замужних женщин и девушек принципиально не отличались.

Современная школьная форма[править]

Япония — одна из немногих стран мира, где ношение школьной формы строго обязательно. Несмотря на то, что она происходит от самых что ни на есть европейских прототипов, за 100 лет самостоятельного развития она приобрела собственные характерные черты и фактически стала одним из узнаваемых символов Японии. Её, пожалуй, уже можно считать национальной одеждой.

Школьная форма для девочек[править]

Происходит от матроски — очень популярной в начале XX в. на Западе одежды в матросском стиле (тогда так одевались не только дети, но и взрослые). Изначально были короткая (по тем временам!) юбка и блуза с отложным воротником в матросском стиле в черно-синих тонах с галстуком-шейной косынкой (известен как «пионерский» галстук) и обязательно шляпка в виде бескозырки или панамы (младшеклассницы их носят и сейчас).

В общих чертах она не особо менялась до 1980-х годов. В современном виде это чаще короткая клетчатая плиссированная юбка, блузка в виде рубашки по фигуре и галстуком в деловом стиле и пиджак. Но тем не менее, за ней так и осталось название сейлор-фуку. Нужно учитывать определённые тонкости для описания особенностей её ношения:

  • В Японии есть старая традиция: школьную форму не покупают индивидуально, а школа заказывает её централизованно у одних и тех же поставщиков в течении десятилетий. Обычно её стоимость оплачивают родители. Поэтому не рекомендуется относиться к ней небрежно: заменить её обычно нелегко (фасоны нередко уникальны), а нарушение формы строго наказывается. При внеплановой её замене девочкам приходится писать подробную объяснительную, а в случае, ещё и если причина будет сочтена неуважительной, могут унизительно отчитать перед классом. Так делается не из жадности, а из воспитательных целей.
  • Обычно форма имеет два комплекта — зимний и летний. Самые пафосные школы имеют ещё и одежду и для торжественных мероприятий!
  • Никаких каблуков (хотя это и вредно для здоровья)! Сандалии, ботинки, полуботинки, балетки.
  • Колготки и чулки недопустимы и сейчас во многих более консервативных школах, раньше же были однозначно запрещены. Если холодно, допустимы длинные гольфы и носки.
  • Школьницам рекомендовалось носить короткие юбки. Но до середины XX века норма — чуть ниже колена, до начала 1980-х — чуть ниже середины бедра.
    • Именно в знак протеста против установленного порядка среди японских гопниц и хулиганок 1970-90-х было принято носить в школьной форме длинные юбки до пят. Издали могло даже показаться, что девушка одета в кимоно! По этой же причине гопники носили широченные штаны, подражая традиционным хакама.
    • В то же время уже довольно долго среди японских старшеклассниц распространена практика подворачивать юбки, в особо запущенных случаях до… границ приличия, а то и за них.
  • В большинстве японских школ обувь и даже сумки являются частью школьной формы.
  • Одежда для физкультуры тоже является частью формы. С конца 1970-х годов до начала XXI в. ею были очень короткие и обтягивающие гимнастические шорты (питтари-бурума, от англ. bloomers — женские шаровары, предназначенные для занятий спортом и езды на велосипеде) и обтягивающую футболку, а до этого шорты были с надутыми штанинами и назывались тёттин-бурума. В последние десять лет они практически вышли из употребления из-за общественной кампании против их ношения.
  • Даже купальник для занятий по плаванию является частью униформы. Фасон сукимидзу менялся несколько раз и изначально имел нечто вроде юбочки.
Оцените статью
Все о женской красоте